Сухие краски (пигменты) - какие виды бывают?
Сухие краски или пигменты это тонко молотый порошок, который разводят связующими материалами для получения готовой к употреблению краски. Они бывают искусственными и минеральными. Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все в масляных и эмалевых. Известь и мел - только в водных. Сухие краски не изменяют свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей.
Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. Пигменты следует предварительно замочить в воде, перемешать, процедить через частое сито и только после этого вливать в состав тонкой струей, тщательно перемешивая.
1. Известь
Воздушную известь широко применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Известь требует щелочестойних пигментов. Применяют гашеную известь в виде теста. Известь-кипелку (комовую) предварительно гасят, заливают одну ее объемную часть 3-4 частями воды, тщательно все перемешивают и процеживают после гашения через сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока.
2. Мел
Мел бывает белый, с желтоватым или сероватым оттенком. Промышленность выпускает мел комовой и молотый. Следует помнить, чем тоньше помол мела, тем он лучше и из него получается шпаклевка. Из любого мела крупного помола можно получить самый тонкий отмученный мел следующим способом. В посуду насыпают 1 объемную часть мела, заливают его 3 частями воды, несколько раз перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстаивания. Как только мел осядет, воду сливают и снимают сверху примерно половину мела, просушивают его, толкут и просеивают через частое сито. Замазки и масляные шпаклевки следует приготовлять из совершенно сухого мела, просеянного через самое частое сито.
3. Белила
Белила - тонкие порошки белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. В основном белила применяют для приготовления масляных красок, а также шпаклевок, идущих для выправки за последний раз прошпаклеванных поверхностей. Укрывистость белил: цинковых - от 100 до 110 г/м2, литопоновых - 120, титановых - 50…75, свинцовых - 200…300 г/м2.
4. Охра
Охра - краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее прокалить на огне, она становится коричнево-красной и называется жженой охрой. Укрывистость – 65-90 г/м2.
5. Кроны
Кроны - краски от лимонного до оранжевого цвета. Бывают свинцовые и цинковые. Укрывистость - 110…190 г/м2.
6. Ультрамарин
Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенок. Широко применяют в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость - 50 г/м2.
7. Лазурь
Лазурь - нещелочестойкая краска синего цвета. Применяют только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость - 10…60 г/м2.
8. Сурик железный
Сурик железный - краска кирпично-красного цвета. Укрывистость - 20 г/м2.
9. Сурик свинцовый
Сурик свинцовый - краска красно-оранжевого цвета. Ядовита. Укрывистость - 100 г/м2. Для внутренних работ не применяют.
10. Мумия
Мумия - краска от светло-красного до темно-красного цвета. Бывает искусственная и естественная, мало устойчива. Сначала дает яркие оттенки, которые быстро темнеют и становятся темно-буро-красными. Укрывистость – 30-60 г/м2.
11. Киноварь
Киноварь - краска разных оттенков. Бывает естественная и искусственная. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет от воздействия солнечных лучей. Укрывистость - 80…120 г/м2.
12. Умбра
Умбра - краска коричневого цвета различных оттенков. После обжига становится красновато-коричневой. Укрывистость - 40 г/м2.
13. Сиена жженая
Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при разделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.
14. Сажа
Сажа - черная краска, чаще всего получаемая путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость - 15 г/м2.
15. Перекись марганца
Перекись марганца - природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость - 40 г/м2.
16. Древесный уголь
Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через частое сито могут служить в качестве черной краски. Укрывистость графита - 30 г/м2.
Бронзовые и алюминиевые порошки применяются в основном для окраски металлов, а также в некоторых малярных отделках. Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все их можно применять в масляных и эмалевых. Известь и мел пригодны только для водных окрасочных составов. Укрывистость пудры алюминиевой и бронзы золотистой - 3…4 г/м2.
Щелочестойкие пигменты: сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, а также пигменты: лимонный., оранжевый, алый и бордо. Их можно применять во всех окрасочных составах. Остальные пигменты можно применять в клеевых и эмульсионных составах.
Смотрите также
Как выбрать камин?